поиски дзена

23:38 

Образ Бабы-Яги как героини русских народных сказок

Не ждать
Нашла старое школьное сочинение. Писала в 15-16 лет.
Орфография, пунктуация и стиль того времени сохранены. Да здравствует история!

Образ Бабы-Яги как героини русских народных сказок.

Забравшись в самую чащу, мы уже боялись, что не найдем выхода, как вдруг показался просвет. Выйдя на поляну, мы увидели очень странную избушка – она стояла на столбиках, похожих на курьи ножки. На крыльце, сгорбившись, подпирая рукой голову, сидела старушонка с костяной ногой. Так мы впервые познакомились с Бабой-Ягой.

*** День первый.***
«Ура! Я только что переехала в новую чащу. Очень хочется верить, что я смогу здесь задержать подольше. Ведь в прошлый раз злой Иван-Царевич выгнал меня из старого леса всего-то через год. А я только начала огородик за избушкой копать!»

***День десятый***
«Опять… В который это раз? Тридцатый третий или триста тридцатый третий? Недалеко от опушки леса, моего леса (думаю, я смогу лешего убедить полностью отдать этот лес в мое владение), итак, недалеко от опушки моего прекрасного темного леса находится небольшая деревня. Сегодня, собирая грибы (бедная моя спинка, не могу я так низко нагибаться), встретила я парочку жителей. Маленькая девочка завизжала и, спрятавшись за спину матери, сказала, тыкая в меня пальцем, - «какая она страшная!» Разве я виновата в том, что я такой кривой родилась? Никому меня не жаль! Все боятся, как всегда, а страх порождает неприязнь».

***День тридцатый***
«Послушала разговор двух бабок, пока они обрывали мои ягоды в моем лесу. Про меня, оказывается, ходят слухи в деревне, будто я ведьма! Фи, бред. Я всего лишь высококвалифицированный специалист в области медицины, кулинарии, ботаники, почвоведения и прочих наук, которые мне помогают в моей тяжкой жизни. Как они этого не понимают? Надо будет их проучить. Мама говорила, что это помогает душу успокоить. Только почему у меня не получается?! Почему душа спокойнее не становится? Эх, недоросль я, ничего не умею. Правильно говорил папа: «Кривые и тупые никому не нужны»».

***День шестьдесят пятый***
«Похитила Марусю из деревни. Я хочу, чтобы она научила меня петь. А она все молчит и молчит».

***День шестьдесят шестой***
«Приходил молодец из деревни, забрал Марусю, а мне велел убираться куда подальше. Эх, не везет! А что я такого, собственно, сделала?»

***

Возможно, так мог бы выглядеть дневник Бабы-Яги – несчастной героини русских народных сказок, достойной сожаления, если бы она была реально живущим человеком.

Седые волосы прикрыты косынкой, старенькой, как и ее обладательница, косынкой, дряхлой и непригодной. Горбатый нос, как у хищной птицы, и темные сверкающие глаза, внимательно глядящие из-под нависших белесых бровей. Взгляд этот и пугал, и отталкивал. Морщинистая кожа буквально висела на костях, и только один бог знает, как еще духу старушонки удавалось держаться в этом, изжившем себя, теле, с горбом, прикрытом простой хлопковой кофтой, и костяной ногой.

Внимательно рассмотрев внешность Бабы-Яги, мы понимаем, почему ею с детства запугивали детей. Как же малюткам не испугаться такого монстра? Может быть, именно за эту внешность дети ее и невзлюбили. Страшная, злая на вид. Она, наверняка, только и живет тем, что делает людям гадости! Ух, как мы ее не любим уже только за один ее ужасающий внешний облик!

Бедная, а если она уродливой и родилась? «Встречают по одежке». Несчастная, у нее же никогда не было друзей! Ее за ее природное несчастье гнали с детства, прогоняли, отлучали от общества. Неудивительно, что она поселилась в лесу, скрываясь от людей.

- Чего вам? – хрипло спрашивает Баба-Яга.
- Нам бы из лесу выбраться, - отвечаем мы.
- Из лесу? Это можно-с, - ее глазки хитро сверкают. – Только вы сначала сбегайте на болотце, наберите мне водицы из козьего копытца, соберите-ка мне лукошко черники, да корешков березы не забудь прихватить.
- А на что они вам?
- Как на что? Мне тут одно зелье от ревматизма сварить надо.

Зелья. Колдовские отвары. Ингредиенты для них. Куча рецептов. Да еще и полеты в ступе! Ведь все это неподвластно обычному человеку. Сколько же времени потребовалось ей, чтобы освоить навыки ведьм? Ботаника (чтобы знать, какие травы рвать), зоология (чтобы знать, какие крысиные хвосты отрываться для отваров), почвоведение (чтобы в правильном месте корешки выдирать), астрономия (ведь все ведьмы верят, что при особом расположении звезд травы имеют особые свойства), навигация (как же без этого летать?), кулинария. Насколько хорошо владели люди этими знаниями в то время, когда родилась Баба-Яга? Едва ли хорошо. Скорее всего, Баба-Яга разбиралась во всем этом намного лучше остальных. Это не может не вызвать уважения. Она, безусловно, была образованным человеком.

Но не пугали ли других ее знания? Конечно, обычных людей это не могло не пугать! Поначалу они просто сторонились этой странной особы, которая по ночам что-то варила, потом кто-то распустил слухи, что она с чертом дружит, потом от уродины стали откровенно отворачиваться, одни поговаривали, что ее уродством бог за грехи наказал, другие – что все черти так выглядят. Вот она и ушла. Или ее прогнали в лес. Но бояться и ненавидеть не перестали.

- Очень хорошо, - Баба-Яга посмотрела на корешки и воду. – А теперь наколите мне дров, а то мне спину трудно разогнуть.

Слабеющее существо, стоящее на пороги смерти, но все еще цепляющееся за жизнь. В русских народных сказках она живет тем, что делает всем гадости, не дает спокойно жить, завидуя чужому счастью, пытается разрушить его. Или просто мстит? А почему бы и нет?! Разве за все гонения, непонятность, горе не стоят отмщения? Стоят.

Итак, загнанная жестоким миром в лес, Баба-Яга все-таки продолжает жить.

- День мой, - продолжает Баба-Яга, пока мы колем двора, видимо, ей очень скучно в лесу одной и она рада возможности с кем-то поболтать. – День начинается с того, что встаю я рано, нужно водицы набрать, зелье сварить. Понимаете, если его варить много, то оно испортится, больше суток не хранится, поэтому я каждый день новое должна варить. Еще у меня огород есть, собственно он меня и кормит. Иногда я мясо ем, если Кощей или Леший угостят, а так, как кролик, питаюсь. Мне вот еще печку надобно почистить, да вот никак не соберусь…
- Баба-Яга, - наконец, не выдерживаем мы и перебиваем, - а это про вас сказки рассказывают?
- Про меня, - вздыхает баба-Яга.

Баба-яга неслучайно появляется в русских народных сказках. Так как сказки эти создавались народом, то в них просто обязан был появиться подобный образ. Как правило, сказки рассказывали взрослые своим детям. Сказка - одни из способов воспитания детей, поэтому был необходим крайне отвратительный герой (Баба-Яга), обладающий отрицательными качествами, такой герой, чтобы дети, невзлюбив этого героя, не повторяли его мерзких дел (правильно, зачем им подражать герою, который вызывает у них отвращение?). Так-то и появилась Баба-Яга. Ее можно назвать синтезом отрицательных черт людей того (да и нашего тоже) времени. Разумеется, старушка не единственный такой герой, существуют еще Кощей Бессмертный, всякие лешие, водяные, но это уже совсем другой разговор.

- Да разве она такая уж отрицательная? – тихо переговариваемся мы, пока Баба-Яга зашла в избушку.
- Какая жалкая. Несчастная!
- Но она бы могла быть совсем другой, если бы у нее была хотя бы другая внешность. Ведь люди бы тогда ее не сторонились!
- Да и вредности бы и зависти бы у нее поубавилось бы!

На характер Бабы-Яги сильное влияние оказала ее страшная внешность, отталкивающая от нее людей. У нее никогда не было ни друзей, ни настоящей счастливой жизни, а у других было все. Она всегда чувствовала себя ущербной. И чувство ущербности сделало ее такой, какой она предстает в сказках – озлобленной, вредной, мерзкой. Ее такой создали люди. Создали и сами испугались и возненавидели свое творение. Вдумайтесь в эти слова «создали и возненавидели». Кто же мы после этого?

- А вы когда-нибудь пробовали жить, как все люди? – спрашиваем мы, помогая Бабе-Яге разливать чай.
- Было дело.
- И?
Отвечает неохотно:
- Не получилось. Не захотели принять. Да и я по-другому жить не умею. Привычка.

… А старые люди привычек не меняют. Слишком поздно.


Каждый человек в Бабе-Яге видит что-то свое. Кто-то принимает ее за олицетворение сказочного зла, потому что считает, что она вобрала в себя все отрицательные качества человека и нужна только для того, чтобы учить детей не поступать, как она. Другие жалеют Бабу-Ягу, ибо считают ее несчастным человеком, которому с самого рождения не везло по жизни. Она была лишена возможности нормальной жизни, выбора у нее не было. Кто-то уважает. А кто-то, возможно, и любит, так как видит в ней родственную душу, изгоя.
Нам с рождения, рассказывая сказки, внушают, что Баба-Яга – это зло. Но так ли это? Может быть, мы ошибаемся на ее счет?

@темы: Перо, чернила, проза

URL
Комментарии
2009-08-08 в 12:05 

Валар Лоссэ
Это ты сочинила?)) Очень интересно про Бабу Ягу! А я вот вообще думаю, что люди воображать очень любят. Вот, увидит кто-то очень впечатлительный, как дядька на кладбище что-то копает и разносит, что маньяк не подалеку труп зарыл:gigi: Но думаю, что если бы не были такими впечатлительными и, если бы люди вообще не умели бы воображать, то сказок не было бы и наша жизнь была бы скучна и повседневна)

2009-08-08 в 12:13 

Не ждать
Tiki-Twiki
Да, было у нас такое творческое задание в школе. Что-то вроде проверки на вшивость))
Полностью согласна, воображение и впечатлительность делают нашу жизнь яркой и интересной. Ох, ведь такого можно напридумывать))
А еще умение говорить с воображаемыми вторым и третьим я=))) И главное, они всегда рядом)

URL
2009-08-08 в 12:33 

Валар Лоссэ А еще умение говорить с воображаемыми вторым и третьим я=)))
Ага! Люблю такие сказки!))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная